ћашины, которые мы никогда не увидим
ћашины, которые мы никогда не увидим
ќчевидный факт: каждый автомобиль – это результат труда сотен специалистов. ћало кто задумываетс€, что путь любой модели от стола конструктора до конвейера довольно долог, и прежде чем машина отправитс€ к дилерские автоцентры, проходит довольно много времени.

», что характерно, после всех этих трудов, занимающих порой не один год, скорее всего, никто не скажет «—пасибо за ваш труд!».

ƒаже наоборот: всегда найдутс€ люди, которые об€зательно обнаружат в машине какой-нибудь изъ€н. » это в лучшем случае; куда веро€тнее, что модель забросают камн€ми. √овор€ избитыми журналистскими штампами, усили€ критиков достойны лучшего применени€. ƒинамика слабовата, клиренс низковат, и вообще, не машина, а ведро. “аких отзывов, если бы кто-то их подсчитывал, за более чем вековую историю автомобилестроени€ набралось бы не меньше дес€тка миллионов.

Ќо не будем забывать, что модели, которые все же дошли до потребител€, – по сути лучшее, что может предложить производитель. ѕомимо «готовых к употреблению» автомобилей, у каждой компании есть цела€ коллекци€ концептов.

 онцепты бывают двух видов: первые просто не прошли естественный отбор, хот€ в р€де случаев могли стать основой дл€ реально существующей модели, вторые широка€ публика обычно видит на выставках. Ёти машины, скорее всего, никогда не выйдут в массовый выпуск, зато производитель может без зазрени€ совести показать, на что способен.

√овор€ простым €зыком, концепты представл€ют собой либо полет фантазии дизайнера, либо попытку «прощупать» почву. Ќеспроста чаще всего в концепт-карах на первом месте идет дизайн, а потом уже все остальное.

¬олшебное действие дизайна на потенциального покупател€ производители пон€ли еще в 30-х годах.  онечно, люба€ машина начиналась с наброска и раньше, но лишь в предвоенные годы компании обратили внимание на характер машин и их стиль.  то был первым, доподлинно неизвестно.  то-то склон€етс€ к мнению, что руководство Buick обиделось на статью в одной из газет, в которой было сказано, что производитель выпускает «беременные машины». —тремительное падение продаж косвенно подтверждало, что покупатели недовольны внешним видом практически любой модели «Ѕьюика». “оп-менеджеры посовещались, оценили ситуацию и сочли необходимым обратитьс€ к ’арли Ёрлу – известному американскому дизайнеру. —пуст€ некоторое врем€ Ёрл закончил работу. ѕолучившийс€ автомобиль получил им€ Y-Job и был совершенно не похож ни на предыдущие Buick, ни на автомобили конкурентов. ќблик машины получилс€ довольно легким. Y-Job не была слишком громоздкой и высокой. ‘ары были спр€таны за специальными щитками, которые автоматически открывались из салона с помощью электропривода. –ешетка радиатора была довольно широкой, а ее форма с вертикальными пруть€ми чем-то напоминала усы.

ѕолностью рабочий прототип был изготовлен в единственном экземпл€ре. ¬ целом, машина – как в дизайне и «наворотах», так в мощности – опережала свое врем€ лет на 10. ѕоэтому неудивительно, что труды Ёрла хоть и оценили, но недопон€ли. Ќесмотр€ на казавшийс€ провал, самому ’арли Ёрлу машина нравилась. Ќравилась настолько, что прототип стал его личным автомобилем и оставалс€ им вплоть до 1951 года.

ћашины, которые мы никогда не увидим
¬о второй половине 30-х годов конструкторы вновь обратили внимание на Y-Job. ¬ремена изменились, и теперь то, что всего несколько лет назад казалось странным, вызывало совершенно другие эмоции. «“о, что нужно!», – решили конструкторы, после чего Y-Job стал основой дл€ многих разработок в последующие годы.

ѕо другой версии, первые концепт-кары сделал другой американский производитель. —ын √енри ‘орда, вернувшись из европейской поездки, привез идею создать «американский автомобиль, но с европейским характером». ќн поделилс€ этим замыслом с дизайнером компании, и тот уже через час показал набросок. Ёскиз был одобрен, концепт-кар собрали в единственном экземпл€ре и Ёдзель ‘орд отправилс€ на нем «покор€ть» јмерику. ≈му это удалось: везде, где бы он ни по€вл€лс€, автомобиль пользовалс€ огромным успехом. ћодель пустили в серию, назвав Lincoln Continental. “ираж этой марки составил более двух тыс€ч экземпл€ров, что хоть и не могло сравнитьс€ с «народным» Ford T, тем не менее дл€ своего времени было довольно неплохо.

«а несколько дес€тилетий до этого дизайнерские изыски вовсю использовал Packard, и, хоть эта компани€ и выпускала в основном эксклюзивные автомобили – со своей задачей они справл€лись на отлично.

√оды шли, промышленность развивалась, потребитель капризничал. Ќа крупных автовыставках производители стали показывать не только то, что они делают, но и что могут сделать, пыта€сь с помощью дизайна загл€нуть в будущее.

ј что же у нас?

¬ 60-х годах у советских конструкторов возникла иде€ создать автомобиль, который бы мог вз€ть на себ€ функции городского такси. ќднако дело не пошло дальше прототипа: в такси, как раньше, использовались «¬олги», так и продолжали использоватьс€. –азработчики же предлагали нечто совершенно новое: в результате получилось некое футуристическое подобие микроавтобуса, хот€ количество мест в нем не превышало четырех. ѕозже про концепт забыли, пока он не зан€л свое место в экспозиции одного из таксомоторных парков ћосквы.

ћашины, которые мы никогда не увидим
»скали конструкторы и новые материалы, на которые можно было бы заменить сталь. ќстановились на стеклопластике. ¬ 70-е этот материал казалс€ достаточно перспективным и был вполне доступен производител€м: в стране работал целый завод по производству необходимого стеклопластика. ѕолучившийс€ микроавтобус получил название «—тарт».ќн был чем-то похож на «„айку»: все дело в оформлении передней части микроавтобуса.

јльтернативные материалы разработчики продолжают искать и сейчас. ѕару лет назад было громогласно объ€влено о революционном концепте Marussia, в котором, подобно мобильному телефону, была возможность мен€ть кузов чуть ли не на ходу. ѕроект заглох.

 онцептами увлекались не только Ќ»» и конструкторские бюро. —ами производители старались не хуже западных коллег, в основном, не афиширу€ результаты. Ёто были поиски новых путей развити€: как, например, ¬ј«-2107 с «лицом» «¬олги». Ќекоторые модели просто казались страшным сном дизайнера, но в большинстве случаев модель устаревала еще до того, как подготавливалась база дл€ ее производства. Ќовые переделки, новые решени€, новый облик – и вот перед нами уже совсем друга€ модель. ¬прочем, «перетекание» одной модели в другую – это лишь промежуточные этапы. Ќасто€щей историей становитс€ лишь то, что дошло до конвейера. ј концепт-кары в большинстве своем были и остаютс€ попытками угадать, что же находитс€ за тайной дверью, ведущей в будущее.