¬ладимир  апитонов во врем€ презентации нового Corvette сказал: «Ёто самый большой проект, к которому € когда-либо был причастен»
¬ладимир  апитонов во врем€ презентации нового Corvette сказал: «Ёто самый большой проект, к которому € когда-либо был причастен»

¬ июле 2019 года дебютировал совершенно новый Chevrolet Corvette Stingray (C8), переживший перерождение. ≈сли первые семь поколений Corvette были переднемоторными, то восьмое получило среднемоторную компоновку и радикально новый дизайн. ¬нешность автомобил€ разрабатывал ¬ладимир  апитонов, с которым мы поговорили о том, как стать автором культового американского спорткара и почему автомобиль стал именно таким.

1 / 6 Chevrolet Chevrolet Chevrolet Chevrolet Chevrolet Chevrolet
Ќовый Chevrolet Corvette Stingray резко отличаетс€ от всего, что мы видели прежде ” автомобил€ среднемоторна€ компоновка: двигатель V8 находитс€ позади кабины ¬первые с 1963 года автомобиль рассталс€ с задней рессорной подвеской ƒвигатель V8 мощностью 502 л. с. ¬первые Corvette использует преселективную роботизированную коробку передач с двум€ сцеплени€ми (8 передач) Ќе менее дерзко выгл€дит интерьер

¬ладимир  апитонов родилс€ в „ел€бинске, в 90-х уехал в —Ўј, чтобы учитьс€ на автомобильного дизайнера. ќ профессии он мечтал долгие годы, рису€ сотни машин на пол€х школьных тетрадей. ќкончив факультет автомобильного дизайна в одном из детройтских колледжей, он получил работу в General Motors. ƒо Chevrolet Corvette самым €рким автомобилем ¬ладимира был Chevrolet Camaro — тот самый, что играл роль Ѕамблби в «“рансформерах».

¬нешность Chevrolet Camaro 2009–2015 годов создала команда из трЄх дизайнеров, включа€ ¬ладимира
¬нешность Chevrolet Camaro 2009–2015 годов создала команда из трЄх дизайнеров, включа€ ¬ладимира

„ем ты занималс€ после Camaro?

— Ќесколько лет после этого € жил в  орее, где у GM есть большое подразделение, и разрабатывал архитектурную часть платформы Chevrolet Spark, работал над концепт-каром Chevrolet Bolt. ѕотом вернулс€ в —Ўј, занималс€ Chevrolet Equinox — фэйслифтом 2016 года и моделью 2018-го. ¬ообще, было много проектов, и не все дошли до конвейера, так часто бывает.

 онцепт-кар Chevrolet Bolt 2015 года, которым также занималс€ ¬ладимир  апитонов
 онцепт-кар Chevrolet Bolt 2015 года, которым также занималс€ ¬ладимир  апитонов

¬ прошлом интервью ты сказал: «ƒизайнер — это взрослый с душой ребЄнка, который мечтает рисовать что-нибудь 800-сильное». Corvette — это же в чистом виде проект мечты. „то за кастинг нужно пройти, чтобы стать его автором?

— Ќе то чтобы кастинг... ћой бывший начальник из студии спортивных автомобилей году в 2014-м выловил мен€ в коридоре и сказал, что студи€ оп€ть начала работу над среднемоторным Corvette. ћы уже начинали его делать в 2007 году, но тогда проект заморозили из-за кризиса. » он сказал: «¬лад, если у теб€ есть врем€, сделай эскизы». ј когда именно этот человек говорит тебе такое, то ты, как тот взрослый с душой ребЄнка, не можешь отказатьс€. » € стал дома делать наброски, принЄс ему стопку этих почеркушек, и он сказал: «¬сЄ, € поговорю со всеми, и мы перет€нем теб€ обратно в студию спортивных автомобилей».

—кетчи разных версий средемоторного Corvette
—кетчи разных версий средемоторного Corvette

ѕришлось от чего-то отказатьс€?

— Ќе знаю, может быть, € мог бы переметнутьс€ на какой-нибудь проект в  итае, зан€в большую должность. Ќо, если бы € не вз€лс€ за Corvette, € бы себ€ потом ненавидел. —реднемоторный Corvette — это же как единорог, про которого все говорили и которого никто не видел. GM пыталась сделать его с шестидес€тых годов, были попытки в нулевых, и каждый раз что-то не срасталось. » тут очередной шанс и мысль: а вдруг сейчас прокатит?

1 / 6 Chevrolet Chevrolet Chevrolet Chevrolet Chevrolet Chevrolet
—мела€ попытка сделать заднемоторный Corvette в 1964 году. ѕрототип XP-819 выгл€дел потр€сающе, но из-за чрезмерно т€жЄлого задка имел пугающую управл€емость: проблема, с которой долгие годы боролс€ Porsche 911 —тильный XP-880 (Astro II) имел среднее расположение двигател€, был неверо€тно красив, но в серию не пошЄл из-за р€да технических проблем  Chevrolet XP-882 в 1969 году наверн€ка казалс€ пришельцем из XXI века. „ем не вариант машины времени из фильма «Ќазад в будущее» (на самом деле еЄ сыграл DeLorean)? Chevrolet в те годы отдал предпочтение переднемоторному Corvette C3 Chevrolet Aerovette. “акой дизайн сначала получил прототип 1973 года с роторно-поршневым мотором, который в 1976 году помен€ли на менее капризный V8. » снова машина не дошла до конвейера  ќдин из самых смелых среднемоторных концептов — Chevrolet Indy 1985 года. ¬озможно, даже слишком смелый, потому что речь о его серийном выпуске всерьЄз не шла  ѕоследн€€ официальна€ попытка Chevrolet сделать среднемоторный Corvette — прототип CERV-III 1990 года. — тех пор работы велись в закрытом режиме, и до дебюта C8 публике не показывали даже эскизы

¬сЄ-таки многие переднемоторные Corvette были сногсшибательно красивы: в них имелось что-то очень самобытное, американское. “ебе не жаль, что не удалось развивать эту концепцию дальше?

— Ќе жаль. ѕереднемоторные Corvette — это очень круто, а Corvette C7 был, наверное, лучшим автомобилем GM по совокупности факторов. Ќо последние поколени€ Corvette, начина€ с C4... они как бы усто€лись. ћен€лись детали, но формула дизайна оставалась прежней в течение, считай, 35 лет. ј среднемоторна€ компоновка всЄ это вытр€сла, поломала все стереотипы. ѕоследний раз столь радикальное перерождение Corvette проходил, наверное, в 1969 году. “акие шансы не даютс€ почти никогда.

 рЄстным отцом проекта ¬ладимир называет «ору јркуса-ƒантова: инженера, дизайнера и автогонщика, который не только сделал Corvette культовой машиной, но и стал автором большинства среднемоторных концептов.  стати, вырос «ора («ахар) в ѕетербурге, хот€ большую часть жизни провЄл в ≈вропе и —Ўј. 
 рЄстным отцом проекта ¬ладимир называет «ору јркуса-ƒантова: инженера, дизайнера и автогонщика, который не только сделал Corvette культовой машиной, но и стал автором большинства среднемоторных концептов.  стати, вырос «ора («ахар) в ѕетербурге, хот€ большую часть жизни провЄл в ≈вропе и —Ўј. 

 ак происходит разработка дизайна спорткара с чистого листа?

— я пришЄл на стадии, когда архитектурна€ работа уже была сделана, то есть мы уже примерно знали, как будут сидеть пассажиры, где будет лобовое стекло, какой будет колесна€ база. “о есть был скелет машины, который, конечно, потом ещЄ много раз мен€лс€, дышал. 

—начала в проекте участвовали дес€тки дизайнеров — эта стади€ называетс€ скетч-блитц. ¬се делают кучу рисунков, из которых какие-то отбираютс€. ѕотом мы сделали 10 или 12 масштабных моделей. ¬ этом участвовала дюжина дизайнеров. ƒве модели сделал €. ј потом остались три дизайнера, каждый из которых сделал по одной полноразмерной модели. »з них отобрали две — мою и моего коллеги, корейца ’асапа Ћи (Hwasup Lee). 

» в течение нескольких мес€цев из этих двух машин мы делали одну: что-то брали от моего концепта, что-то от работы ’асапа. Ќо это было не механическое перенесение деталей: мы «массажировали» дизайн, пока не получилс€ целостный образ. ќтдельные команды работали над стилистикой интерьера и подкапотного пространства, потому что двигатель у Corvette теперь полностью видимый.

ћотор потребовал отдельной команды дизайнеров дл€ его оформлени€
ћотор потребовал отдельной команды дизайнеров дл€ его оформлени€

ј как выгл€дит поиск вдохновени€ у дизайнеров? ≈сть ли какое-то техзадание, которое сковывает фантазию?

—  ак такового технического задани€ не было, помимо формулировки, что это должен быть «среднемоторный Corvette будущего». я лично стараюсь не воспринимать внешние вли€ни€. ” мен€ в голове собирательный образ Corvette и понимание, чем он отличаетс€ от Ferrari, Lamborghini или Porsche. ¬сЄ. я включаю музыку побыстрее и начинаю рисовать. ѕервые эскизы мало похожи на машины, это просто стремительные формы, импрессионизм, выражение скорости, агрессии. Ќикака€ инженери€ не берЄтс€ во внимание. Ћучше обуздать сумасшедшую фантазию, чем начинать с отсутстви€ фантазии. “ы начинаешь с космического корабл€, а заканчиваешь серийным автомобилем.

ј что играло в наушниках, пока ты рисовал Corvette?

— ” мен€ эклектичный вкус, поэтому € слушал, например, Gogol Bordello, Kasabian, Metallica, Rammstein, «ћонгол Ўуудан», «ћоральный кодекс», много электронной танцевальной музыки.

1 / 9 Chevrolet Chevrolet Chevrolet Chevrolet Chevrolet Chevrolet Chevrolet Chevrolet Chevrolet
—емь поколений переднемоторного Corvette ѕервое поколение Corvette пережило несколько воплощений: это одна из самых узнаваемых версий с двойными фарами  Corvette C2 многие до сих пор называют эталоном стил€  ¬ третьем поколении окончательно оформилась мускулатура крыльев „етвЄртое поколение задало клиновидные пропорции, которые Corvette сохран€л вплоть до прошлого года ѕ€тое поколение стало эволюцией в духе тогдашней округлой моды Ќе слишком радикальным внешне было и шестое поколение Corvette C7 стал агрессивнее. ѕо признанию самой компании, в этой модели переднемоторна€ компоновка дошла до своего естественного предела. ƒл€ дальнейшего развити€ требовалась революци€ » ей стал абсолютно новый Corvette C8, в котором тем не менее читаютс€ родовые признаки модели. —равните, например, разлЄт фар и форму капота

 аким был твой самый большой страх? —трах, что не получитс€? „то отстран€т?

— Ќет, другое. ѕроекты среднемоторного Corvette за последние 60 лет столько раз умирали... ѕри создании дизайна есть определЄнные рубежи: вот мы сделали скелет машины, вот первые наброски, первые масштабные модели и так далее. » в какой-то момент мы начали говорить друг другу: «—лушай, а ведь среднемоторные Corvette до этой стадии ещЄ никогда не доходили». ѕроект стал оформл€тьс€, но был риск, что вдруг что-то пойдЄт не так, что его оп€ть закроют. » чем ближе к производству, тем сильнее мы нервничали. Ёто был длинный проект, и только € занималс€ им п€ть лет, а началс€ он ещЄ раньше. ѕри этом официальное подтверждение, что разрабатываетс€ среднемоторный Corvette, GM выпустил только 11 апрел€ 2019 года. “о есть до этой даты проект можно было свернуть почти незаметно.

 оманда создателей нового Corvette Stingray
 оманда создателей нового Corvette Stingray

» после 11 апрел€ вы выдохнули с облегчением?

— Ќет, вот когда в июле Corvette выкатили на первый публичный показ, мы все обернулись друг к другу и сказали: «¬сЄ, теперь проект уже не останов€т».

ќдин из двух багажников Corvette расположен позади мотора
ќдин из двух багажников Corvette расположен позади мотора

Ќа зрелых стади€х проекта всЄ большее вли€ние оказывают инженеры и маркетологи. ≈сть у теб€ сожаление о том, что какую-то классную идею реализовать не дали?

— “акого, чтобы машину пр€мо испортили, не было. Corvette изначально отличаетс€ от многих спортивных машин тем, что его можно использовать каждый день, и стоит он 60 тыс€ч долларов, то есть, грубо говор€, в два раза дешевле Porsche 911 в —Ўј. ѕоэтому ограничений при его создании больше, чем в случае с каким-нибудь Ferrari за 300 тыс€ч долларов. Ќо сожалени€, мол, Єлки, надо было сделать вот так, у мен€ нет. — инженерами мы сидим в одной студии, и бывает, они подход€т и говор€т: «¬ы сделали вот такую поверхность, но из материалов, которые мы закладываем, можно сделать только вот так». » мы ищем решение. ≈сли оно никак не находитс€, вопрос идЄт вверх по управленческой цепочке. Ќо в случае с Corvette к дизайнерам нет такого отношени€, мол, оп€ть они хот€т какие-то финтифлюшки. ¬се понимают, что одна из главных причин, почему люди покупают Corvette, — это то, как он выгл€дит. ћногие инженеры езд€т на Corvette сами, и дл€ них слова дизайнера не пустой звук.

ќдин из вариантов дизайна будущего Corvette в исполнении ¬ладимира  апитонова
ќдин из вариантов дизайна будущего Corvette в исполнении ¬ладимира  апитонова

ѕроект был засекречен?

— ќчень. Corvette попул€рен в —Ўј, и сразу по€вились слухи, шпионские фото, тыс€чи статей.  то-то пыталс€ угадать его дизайн, иногда, кстати, довольно близко. „асто ко мне подходили коллеги из других фирм и спрашивали, мол, как там ваш среднемоторный Corvette, а € не мог сказать ни слова. ¬роде бы все знают, но надо делать вид, что ничего не происходит. —ложно был даже замаскировать тестовый мул. ќбычно берутс€ новое шасси и кузов от старой модели, чтобы протестировать «физику». Ќо, поскольку Corvette стал среднемоторным, кузов от переднемоторного C7 не подходил, поэтому мул сделали из чЄрного пикапа Holden Ute.

¬ыпускаемый в јвстралии Holden Ute стал прикрытием при обкатке шасси нового Corvette Singray: двигатель прототипа располагалс€ в районе кузова пикапа, но внешне напоминал серийную модель, позвол€€ скрыть истинный дизайн C8. ¬ реальности мул выгл€дел значительно агрессивнее
¬ыпускаемый в јвстралии Holden Ute стал прикрытием при обкатке шасси нового Corvette Singray: двигатель прототипа располагалс€ в районе кузова пикапа, но внешне напоминал серийную модель, позвол€€ скрыть истинный дизайн C8. ¬ реальности мул выгл€дел значительно агрессивнее

ћое первое впечатление от нового Corvette — будто это европейский автомобиль. ”словно — Ferrari или McLaren.  ак ты относишьс€ к таким оценкам?

— я понимаю, о чЄм ты, но на самом деле нет. —реднемоторные суперкары — это усто€вшийс€ вид автомобил€, который делали в основном италь€нцы и некоторые другие европейские фирмы. ѕоэтому, когда видишь что-то среднемоторное, возникают такие ассоциации, но дальше этого они не идут. ≈сли ты поставишь р€дом европейский среднемоторный суперкар и Corvette, увидишь в последнем свойственные именно ему черты. ћы много времени уделили тому, чтобы их воспроизвести, например, горизонтальный излом от носа до хвоста — это отсылка к дизайну 1959 и 1963 годов, хот€ и не буквальна€.

1 / 4 Chevrolet Ferrari McLaren Lamborghini
 расный цвет, агрессивный дизайн, среднемоторна€ компоновка — всЄ это навевает определенные ассоциации Ќо в пр€мом сравнении с Ferrari 488 видна разница концепций ј вот дл€ сравнени€ McLaren 720S Lamborghini Huracan

 ак прин€ла новый Corvette публика? ƒл€ теб€ это, наверное, был момент истины?

— ≈го прин€ли обалденно. я второй раз участвую в создании машины, которую все ждут, но раньше подобного не видел. ѕока мы его делали, в интернете обсуждали слухи о по€влении среднемоторной компоновки, и было много скепсиса, мол, это не Corvette, мне не нравитс€ иде€, не нравитс€ дизайн.  огда же мы показали реальную машину, раскрыли характеристики, опубликовали цену... Ќам потом сказали, что мы сломали интернет (смеЄтс€). —айты, которые больше всех измывались над среднемоторным Corvette, потом его больше всего и хвалили. ѕублика прин€ла машину великолепно, потому что совокупность того, как он выгл€дит, как ездит и сколько стоит, — это беспрецедентно.  онечно, раз это спортивный автомобиль, он должен раскалывать аудиторию на фанатов и хейтеров, но в данном случае баланс значительно смещЄн в сторону фанатов. “елефоны у дилеров с момента премьеры звонили, не перестава€, и, насколько € знаю, у некоторых заказы на первый год уже сформированы.

¬ладимир работал и над другими верси€ми нового Corvette, но подробности пока засекречены
¬ладимир работал и над другими верси€ми нового Corvette, но подробности пока засекречены

» напоследок — что ты будешь делать дальше?

— ѕока € продолжаю работу в студии спортивных машин, но конкретизировать не могу. –ано или поздно мен€ переведут на какой-то другой проект, тем более по нашим меркам, € нахожусь в одной студии уже очень долго. Ќо это нормально. я провел много времени в мире Corvette, и дл€ мен€ это очень круто.

— ”дачи! 

Ќравитс€ ли вам дизайн нового Chevrolet Corvette?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ѕросто класс!
  • яркий, но не очень оригинальный
  • ’ороший дизайн, но не дл€ Corvette
  • Ќе нравитс€
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€