—ейчас на стройке работают в том числе и люди со строительным образованием, но скоро квалифицированные инженеры-строители и прорабы могут пропасть как вид
—ейчас на стройке работают в том числе и люди со строительным образованием, но скоро квалифицированные инженеры-строители и прорабы могут пропасть как вид

ѕро зарплаты ассистентов в 11 тыс€ч рублей, основной возраст профессоров — 70–80 лет, невозможность защитить кандидатскую и докторскую диссертации — об этом и многом другом в своей авторской колонке рассказывает доктор технических наук ћихаил “итов.

” нас в образовании есть несколько звеньев: студент, ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор. ѕрофессора готов€т доцентов, доценты готов€т ассистентов, а все вместе они учат студентов. Ёти звень€ должны функционировать непрерывно, младшие должны расти, повышать квалификацию, со временем замеща€ старших.

ѕереход из ассистентов в доценты возможен только через аспирантуру с написанием и защитой в научном совете диссертации. “о же с переходом из доцентов в профессора, только надо пройти докторантуру и написать диссертацию.

ј теперь представим ситуацию: бывший студент поступил в аспирантуру. „то мы можем ему предложить? –аботу ассистента — в нашем регионе это 11 тыс€ч рублей в мес€ц. ≈сли нет другого мотива — никто не пойдЄт. —типендию ему не плат€т, надо где-то подрабатывать.

Ќо допустим, ему хватает 11 тыс€ч. —ейчас можно поступать только к профессору, к доценту уже нельз€ — такое правило. ¬сЄ бы ничего, но профессорам — уже за 70 и за 80 лет. —ейчас ни один доцент не хочет стать профессором, потому что смысла нет, зарплата больше всего на 25–30%, а трудозатраты… ≈сли кандидатскую диссертацию можно за 4 года сделать, то докторскую меньше чем за 7–10 — нет, с тобой просто разговаривать не будут, и это т€жЄлый труд. Ћюди не идут на это.

 андидатскую диссертацию защитить негде, € уже не говорю о докторской. ѕо нашей специальности, по технологии, совет осталс€ только в ћоскве и периодически работает в —анкт-ѕетербурге: то закроют, то откроют. ѕри существующих правилах профессура выбывает, ассистенты автоматом как звено выпадут, останутс€ только доценты. Ќо сейчас у нас самому молодому 55 лет. 

—овсем скоро студентов будет некому учить, а они уже набраны — всЄ рухнет в одночасье.
ћихаил “итов

ћы сами из этой ситуации выбратьс€ не сможем. ѕри этом наша специализаци€, «“ехнологи€ и организаци€ строительства», обеспечивает квалифицированными кадрами всех генподр€дчиков, подр€дчиков и субподр€дчиков. ¬се они при этом рассуждают так: «” мен€ молодЄжь работает, им работать ещЄ лет 20 как минимум, а этот вопрос не горит. ≈сть государство — это же вопрос государственной важности, пусть они там думают в ћоскве».

— генподр€дчика ничего не возьмЄшь: если у него какие-то деньги завод€тс€, он на них прибыль себе создаЄт, стро€ высотки. »нвестору нужно вложить, продать, получить прибыль — он мимо образовани€ проходит. “ем, кто уже отучилс€ и работает сейчас на стройке, уже неинтересно, что там происходит.

“о есть образовательное поле в области технических наук оказываетс€ вне вс€ких интересов. ¬се думают: ну учатс€ и учатс€, будут и дальше учитьс€. Ќе будут. Ёто же не только в нашем институте, везде така€ ситуаци€. ¬ Ѕарнауле по технологии даже докторов наук нет. ¬ Ќовокузнецке, »ркутске — то же самое.

¬ итоге не будет хороших инженеров, которые могли бы обучать техников. »нженер — это человек, который в 7 случа€х из 10 правильно решает задачу, когда нет всех исходных условий — техник этого не может. »нженер может стать учЄным, техник не может. 

ќбщество без науки — тупиковое, оно не может развиватьс€. ¬ наше врем€ своей науки нет только в бывших и нынешних колони€х.
ћихаил “итов

» ещЄ один важный момент. ¬се нормативные современные документы делаютс€ на научной базе 1970-х годов. ѕрошло 50 лет уже, всЄ помен€лось, технологии другие: зимой за мес€ц льют 5 этажей из монолитного бетона, летом — 6. ј мы не можем этому научить, потому что у нас учебники из 1970-х, так как на развитие науки денег нет. ѕотому нет и адекватных времени нормативных документов.

«ато в вузах ввели образовательные стандарты. –аньше мы могли добавить в программу что-то региональное: зимнее бетонирование, физические основы строительных процессов. —ейчас ничего добавить нельз€. ћы живЄм в регионе, где семь мес€цев зима по климатологическому —Ќиѕу, но мы не можем добавить зимнее бетонирование — это запрещено образовательным стандартом, а он один на всю страну, от —очи до якутска и ¬ладивостока.

√осударство под благовидными предлогами планомерно губит всЄ высшее образование. Ёто же не только в строительстве так, это во всЄм. ƒаже ћ‘“», вуз из ƒолгопрудного, где самый высокий в стране проходной балл дл€ поступлени€, испытывает те же проблемы. ћинистерство науки и высшего образовани€ проводит политику, котора€ ведЄт и науку, и высшее образование в ноль.

—огласны с автором?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа
  • Ќет
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€